дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности Волшебная глина

1

Содержание:

1.

Пояснительная записка …................................................................................................3

1.1 Направленность программы …..................................................................................3
1.2 Актуальность............................................................................................................. ...6
1.3 Цель, задачи, принципы организации образовательного процесса........................6
1.4 Краткая характеристика обучающихся.....................................................................7
1.5 Планируемые результаты …......................................................................................7
2.

Содержание Программы. Учебный план Программы…...............................................9

2.1 Первый год обучения..................................................................................................9
2.2 Второй год обучения..................................................................................................12
3.

Методическое сопровождение Программы...................................................................15

3.1 Методы обучения и воспитания...............................................................................15
3.2 Основные формы организации занятий..................................................................15
3.3 Структура проведения занятий................................................................................15
3.4 Дидактические материалы........................................................................................16
4.

Организация работы по Программе..............................................................................17

4.1Особенности организации образовательного процесса..........................................17
4.2 Материально-техническая и информационная обеспеченность …......................17
5.

Методическая обеспеченность Программы ….............................................................18

5.1 Программно-методическая обеспеченность образовательного процесса............18
Используемая для разработки Программы литература …...........................................19
Приложение

1. Пояснительная записка
2

Направленность программы

1.1.

Возможно, каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе вопрос о
том, как правильно подготовить ребёнка к школе. Ведущая роль в этом не лёгком деле
отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребёнка в школу он
(дошкольник) должен многое уметь и владеть определёнными навыками, которые помогли
бы ему успешно учиться.
Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить
детей

к

следующей

ступени

жизни,

согласно

возрасту

ребенка,

и,

в

дальнейшем, подготовке к школе.
Необходимым

условием

построения

современной

системы

эстетического

воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного
искусства в педагогической

работе

с детьми, это

организованный в единой системе и отвечающий

целенаправленный процесс,

требованиям

всестороннего

и

гармонического развития ребенка.
У ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве,
запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое
чувство, уважение и бережное отношение к искусству.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает
нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический
опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и
внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев
рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения
письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность
движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою
не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые
для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и
практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют
занятия по лепке.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и
декоративная.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного
возраста. Она способствует развитию

зрительного
3

восприятия, памяти, образного

мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в
школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует
эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во
всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или
подводит

детей

аппликация,

к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению

целого

ряда математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой.
Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая
организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет
возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с
обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением
за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и
имеет свою специфику.
Развитие

детского творчества является

актуальной проблемой. Творчество –

это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии
с

целями

и

потребностями

человека.

Творческое

созидание

–

это

проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции.
Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь
между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.
Каждый

вид

изобразительной

деятельности позволяет развивать в детях

умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без
которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма,
умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.
Специфику лепки определяет материал.
Важное

воспитательное

значение

народного

искусства

неоднократно

подчеркивала в своих работах А.П.Усова. Она пишет, что использование народного
искусства в детском саду никогда не было только случайным побуждением или модой, а
всегда выступало в тесной связи с педагогами и художественными задачами дошкольной
4

педагогики, практической реализации которых во многом способствовало народное
искусство.
Так же,

важную роль народного

и декоративно-прикладного искусства в

эстетическом воспитании, отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи
детского

изобразительного

творчества

(Н.П.

Сакулина,

Т.С.Комарова,

Т.Я.

Шпикалова, Т.Н. Доронова и др.). Они убедительно показывают, что ознакомление с
произведениями народного творчества, побуждает в детях первые яркие представления о
Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру
прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
В.М.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, Е.А. Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова,
Т.Я. Шпикалова и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко
выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный
характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Материалы для занятий включают как авторскую разработку Халезовой Н.Б.
Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г., так
и различные дополнительные источники: Канюков И.И. Керамика, 1999г.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
СанПиН

2.4.1.3049-13

"Санитарно-эпидемиологические

требования устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.
№ 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 "О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей";
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста в условиях
конкретного ДОУ – МАДОУ «Белоевский детский сад». Набор обучающихся носит
свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
1.2.

Актуальность.

Почему именно глина? Глина – это такой материал, который для детской руки более
удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Глина в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из
глины - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас
ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Глина– материал очень
5

эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с
ним доставляет удовольствие и радость.
Программа кружка «Волшебная глина» основана на интеграции художественноречевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности; в
основ программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством.
Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию творческого
воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть
и заинтересовать ребенка, поддержать его.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость,
художественный

вкус,

воображение,

мышление,

эмоциональное

положительное отношение к миропониманию.
Выявление народными мастерами природной красоты материала, умение извлечь
наиболее декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами:
нанесение
изделий,

ямок, штрихов и т. п.
техническая простота

Усиливая

художественную выразительность

этих приемов представляет собой интерес при

ознакомлении детей с различными материалами и разнообразными способами их
декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям
дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать
его более интересным и увлекательным .
1.3. Цель, задачи и принципы организации образовательного процесса
Цель программы: развитие творческой активности детей в процессе лепки из глины.
Задачи программы:
Познавательная: познакомить с трудом людей во время лепки из глины, подвести к
пониманию ценности народного искусства;
Развивающая: развивать мелкую моторику рук, расширить представления детей о
природном окружении, об объекте неживой природы - глине, о русском народном
творчестве.
Воспитывающая: воспитывать любовь к данному материалу, умение воплощать в
глине свои фантазии.

Принципы работы:
Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий.
Организовывать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы с детьми.
Создавать комфортный психологический климат, стимулировать успех детей.
6

Не мешать ребенку творить.

Организация учебного процесса:
Образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю, длительность длительность
занятия 25 -30 минут.
1.4. Краткая характеристика обучающихся
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
В старшем дошкольном возрасте продолжается работа над изучением тонкостей
сюжетной лепки, осваивают декоративную лепку (при рассмотрении тем, связанных с
народными промыслами, в технике гжель, хохлома дети делают предметы посуды, украшая
их «жгутиками», «блинчиками», «шариками»);старшие дошкольники не только дают
оценку своим работам, но и аргументированно отзываются о работах товарищей.

1.5. Планируемые результаты освоения программы и формы педагогической
диагностики
В возрасте 5-6 лет будет уметь:
1.

лепить с натуры и по представлению
2. лепка из целого куска глины;
3. сглаживать поверхности формы;

4.

формировать устойчивость изделия;выразительность образа,динамику движения
5. лепить из нескольких частей;
6. соблюдать пропорции;

7.

выполнять роспись;налепы, углубленный рельеф;
8. использовать стеки.

В возрасте 6-7 лет будет уметь:
1.

лепить с натуры и по представлению, в динамике движения, придавать

выразительность образа
2. лепить фигуры в композиции из 2-3 предметов;
3. соблюдать пропорции;
4. выполнять разные способы лепки;
7

В течение учебного года диагностическое обследование проводится 3 раза в год.
Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах,
сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний
и умений воспитанников. Обучение проводится по подгруппам .

8

2.

Содержание программы

Учебный план Программы
Учебно-тематический план определяет максимальный объём нагрузки обучающихся,
распределяет учебное время, отводимое на освоение базового компонента – инвариантная
часть учебно-тематического плана, национально-регионального, внутриучрежденческого и
ученического компонентов – вариативная часть учебно-тематического плана.
Основные параметры базового компонента (инвариантная часть программы)
учитывают видовое своеобразие изучаемой предметной области – декоративно-прикладное
искусство. Они определяют минимум содержания образования: уровень предъявления
знаний, умений, навыков, различных способов деятельности. Особое внимание уделяется
формированию опыта разнообразной деятельности, что позволяет устранить излишнее
теоретизирование и реализовать цели дополнительной образовательной программы с
учётом специфики предмета изучения: приобретение опыта двигательной, художественной,
коммуникативной деятельности. Базовый компонент составляет 70% общего времени,
выделяемого на освоение образовательной программы.
Национально-региональный компонент отражён в учебно-тематическом плане .
Учебно-тематический план состоит из 2-х частей:
1. учебно-тематический план первого года обучения. Количество часов - 66
2.

учебно-тематический план второго года обучения. Количество часов - 66

Возраст детей : с 5 до 7 лет .
2.1. Первый год обучения. Продолжительность 1 занятия — 25 минут, количество
занятий в неделю- 2
Период

Темы

Содержание

Количество
часов в месяц

Сентябрь 1.Свободная тема.
2. Знакомство с
творчеством Канюкова

Повторение приемов лепки .
Занятия направлены на то, чтобы
дети вспомнили материал.

И.И., рассматривание

Знакомство с Белоевской игрушкой

Белоевской игрушки и

и творчеством Народного мастера
Пермского края Канюкова И.И.
9

8

лепка по ее мотивам
(уточка)
Октябрь

1.Кошка (по мотивам

Продолжать знакомить детей с

Белоевской игрушки)

народными промыслами России.

2.Петушок (по мотивам
Белоевской игрушки)
3. роспись готовых

8

Формировать умение пользоваться
в процессе лепки всеми знакомыми
способами лепки

работ после обжига
Ноябрь

1.знакомство детей с

Развивать умение детей лепить по

8

Дымковской игрушкой. собственному представлению,
2.коллективная работа-

составлению композиции.

«дружная семейка» (по
мотивам дымковской
игрушки)
3.роспись готовых
работ после обжига
Декабрь

1.Знакомство детей с

Продолжать знакомить с народным 8

Каргопольской

творчеством. Работа над сюжетной

игрушкой

лепкой, составлением композиции.

2.коллективная работа лепка животных и
людей в народных
костюмах (по мотивам
Каргопольской
игрушки)
3.роспись готовых
работ после обжига
Январь

1.сюжетная лепка по

Работа над сюжетной лепкой,

мотивам сказки

составлением композиции.

«Колобок»
10

6

2.сюжетная лепка по
мотивам сказки
«Репка»
2.роспись готовых
работ после обжига
Февраль

1.фантазийная лепка по Продолжать знакомить детей с
теме «Козлик» (по

народными промыслами России.

восприятию).

Формировать умение пользоваться

8

2.фантазийная лепка по в процессе лепки всеми знакомыми
способами лепки
теме «Поросята».
3.роспись готовых
работ после обжига
Март

1.Знакомство с

Знакомство с филимоновскими

филимоновскими

игрушками, лепка по мотивам

игрушками.

филимоновской игрушки

8

Лепка на тему
«Барашек».
2. «Карусель» (лепка
по мотивам
филимоновской
игрушки) "
3.роспись готовых
работ после обжига
Апрель

1.лепка «Чаепитие» по Работа над сюжетной лепкой,
восприятию

составлением композиции.

(коллективная работа)
2.роспись готовых
работ после обжига

11

8

Май

Подготовка работ к

Организация выставки

4

выставке.
Итого часов 66
2.2 Второй год обучения. Продолжительность 1 занятия — 25 минут, количество
занятий в неделю- 2
Период

Темы

Содержание

Количество
часов в месяц

Сентябрь 1.Свободная тема.
2.Знакомство с

Повторение приемов лепки .

8

Занятия направлены на то, чтобы

Абашевской игрушкой. дети вспомнили материал.
3. лепка «Лошадки» по
мотивам Абашевской

Знакомство с историей глиняных
игрушек разных мастеров России.

игрушки
Октябрь

1.продолжать

Лепка по мотивам Абашевской

знакомить детей с

игрушки, роспись игрушек

8

Абашевской игрушкойлепка «Оленя»
2.роспись готовых
работ после обжига
Ноябрь

1.знакомство с

Знакомство с историей глиняных

историей Романовской

игрушек разных мастеров России.

игрушки

Лепка по мотивам Романовской

2.лепка коллективной

игрушки, роспись игрушек

композиции «Встреча
подружек» по мотивам
романовской игрушки
3.роспись готовых
работ после обжига

12

8

Декабрь

1.знакомство с

Знакомство с историей глиняных

8

Хлудневской народной игрушек разных мастеров России.
игрушкой.
2.лепка по мотивам

Лепка по мотивам Хлудневской
Хлудневской народной игрушки, роспись игрушек
игрушки на тему
«Повозка»
(композиция)
3.роспись готовых
работ после обжига
Январь

1.Знакомство со

Знакомство с историей глиняных

Скопинской игрушкой

игрушек разных мастеров России.

6

2. лепка фантазийного
животного по мотивам
Скопинской игрушки

Лепка по мотивам Скопинской
игрушки, роспись игрушек

3.роспись готовых
работ после обжига
Февраль

1.знакомство с

Знакомство с историей глиняных

Тверской Торжокской

игрушек разных мастеров России.

8

глиняной игрушкой
2.лепка «Совы» по
мотивам Тверской
игрушки

Лепка по мотивам Тверской
Торжокской игрушки, роспись
игрушек

3.роспись готовых
работ после обжига
март

1.знакомство с

Знакомство с историей глиняных

Ковровской глиняной

игрушек разных мастеров России.

игрушкой
Лепка по мотивам Ковровской
игрушки, роспись игрушек
13

8

2.Лепка по мотивам
Ковровской игрушки
«Петушок»
3.роспись готовых
работ после обжига
Апрель

1.лепка по мотивам

Лепка по замыслу

8

Организация выставки

4

Белоевской игрушки «Парочка»(фигурки
мальчика и девочки в
национальных
костюмах)
2.лепка по мотивам
Белоевской игрушки «Глухарь»
3. роспись готовых
работ
Май

Подготовка работ к
выставке.

Итого часов 66

14

3. Методическое сопровождение программы
3.1. Методы обучения и воспитания
1. Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих
презентаций, рассматривание схем, иллюстраций, дидактические игры, организация
выставок, личный пример взрослых);
2. Словесные (чтение художественной литературы, загадки, пословицы, бесед ы, дискуссии,
моделирование ситуации)
3. Практические (проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность,
обыгрывание игрушек, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки).
Способы и направления поддержки детской инициативы обеспечивает использование
интерактивных методов: проектов, проблемного обучения, эвристическая
беседа, обучения в сотрудничестве, взаимного обучения
3.2 Основные формы организации занятий
–

лепка по замыслу

–

совместная лепка с педагогом

–

лепка композиции

–

лепка плоскостных фигур

–

лепка объемных фигур

–

лепка по словесному описанию

–

тематическая лепка

3.3. Структура проведения занятий
-Общая организационная часть. Процесс формирования замысла.
-Обсуждение правил техники безопасности.
-Обследование предмета.
- Практическое выполнение. Выполнение замысла.
-Анализ результатов детской деятельности или педагогическая оценка детских работ.
- Уборка рабочих мест.

15

3.4. Дидактические материалы
Дидактические игры, используемые на занятиях (приложение 1)

16

4. Организация работы по Программе
4.1 Особенности организации образовательного процесса
Программа «Волшебная глина» реализуется в групповой комнате. Охватывает детей
от 5 до 7 лет. Состав групп постоянный, формируется в начале учебного года, и зависит от
желания воспитанников и родителей (законных представителей).
Программа рассчитана на один год обучения. В каждой возрастной группе дети
заниямаются 2 раза в неделю. Количество детей в подгруппах не более 12 человек.
Длительность занятий определяется возрастом детей. Продолжительность занятий
для детей старшего дошкольного возраста - не более 25 минут.
Программа реализуется под руководством педагога дополнительного образования
Отиновой Ольги Михайловны.

4.2 Материально-техническое и информационное обеспечение
- Кабинет для занятий с хорошим освещением.
- Индивидуальные столы, стулья (по количеству обучающихся в группе)
- Глина для детского творчества
- Акриловая краска
- Кисти
- Стеки
- Емкости для воды индивидуальные
–

Клеёнка на стол

–

подносы

–

фартуки

–

х/б ткань для рук, плотная фактурная х/б ткань для раскатки глины

–

скалки для раскатки глины

17

5. Методическая обеспеченность Программы
5.1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
1.

Канюков И.И. Керамика, 1999г.

2.

Лельчук А. М. «Игры с глиной». Творческие занятия с детьми от 3 до 7 лет/ – М. :

Издательство «Национальное образование», 2017.
3.

Лыкова И.А. «Чудеса из глины», 2014 г. Учебно-методическое пособие для

воспитателей, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования и
родителей.
4.

Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-

Зацепиной, 2008 г.

18

Используемая для разработки программы литература
1.

Алексахин Н.Н. Волшебная глина : Методика преподавания лепки в детском кружке:

Учеб. пособие для внеуроч. работы с детьми мл. шк. Возраста / Н. Н. Алексахин. - Москва :
АГАР, 1999.
2.

Глазова М. «Я леплю из пластилина» / М. Глазова // Начальная школа. – 2003. - № 28

3.

Канюков И.И. Керамика, 1999г.

4.

Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества / Т.С. Комарова. –

М., Альма-матер, 1994.
5.

Лельчук А. М. «Игры с глиной». Творческие занятия с детьми от 3 до 7 лет/ – М. :

Издательство «Национальное образование», 2017.
6.

Лыкова И.А. «Чудеса из глины», 2014 г. Учебно-методическое пособие для

воспитателей, учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования и
родителей.
7.

Попова Г.Н. «Волшебный сундучок» (программа по изобразительной деятельности -

лепке для детей 5-8 лет)
8.

Семушенкова Л.В. «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников

посредством тестопластики», 2016 г.
9.

Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой -

Зацепиной, 2008 г.

19

Приложение 1
Картотека пальчиковых игр с глиной
Пальцами каждой руки катаем шарик из глины: сначала большим и указательным пальцем,
затем большим и средним, затем большим и безымянным и, наконец, большим пальцем и
мизинцем.
В пальцах шарики катаю,
Между пальчиков верчу.
Каждый пальчик, каждый пальчик
Быть послушным научу.
Указательный с большим
На шарик делают нажим.
А большой со средним
Катают шарик медленно.
Безымянный неуклюж
Извивается, как уж.
А мизинчик для души
Катает важно не спешит!

Следы (Выполняется упражнение на влажной глине – «полянке»)

Сначала большие пальчики нажимают на глину, делают следы. Затем поочередно
указательные, средние, безымянные пальчики и мизинцы «шагают» по глине.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли звери погулять.
По полянке побродили
И повсюду наследили:
20

Это мишка – хряп да хряп –
Вот следы огромных лап.
Тут и лисонька прошла –
Наследила и ушла.
Это серый волк бежал,
Он зайчишку тут искал.
А зайчишка хитрый был
Проскакал и след простыл.
Вот и белка – прыг да скок
У нее прыжок высок!

Ловкие ручки. (выполняется на «полянке» из глины)
Эта ручка – правая,
Эта ручка – левая,
Я на глину нажимаю,
Я зарядку делаю.
Будет сильной правая,
Будет сильной левая,
Будут ручки у меня
Ловкие, умелые!

Веселый гармонист. (игра в тазике с жидкой глиной)
В тазике моя ладошка,
Как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.
Раз, два, три, раз, два, три,
Я играю, посмотри!
21

Пальчики выводят твист.
Я веселый гармонист!

Считалочка. (на комочках из глины)
Наши пальчики шагают,
На комочки наступают.
Раз – комок, два – комок,
Раз – шажок, два – шажок.
От мизинца – до большого,
Раз, два, три, четыре, пять.
А потом – к мизинцу снова.
Начинаем все опять.

Пион. (в тазике с жидкой глиной)
Утром хрупкие цветки
Распускают лепестки.
(разжимаем ладошки медленно и растопыриваем пальчики)
Вечер только наступает,
Лепестки цветок сжимает.
Ночью глиняный пион
Закрывается в бутон.
(медленно сжимаем кулачки)

Игра в футбол. (с комочками глины)
Пальчики в футбол играют.
И друг друга обгоняют,
22

Каждый хочет стукнуть в мяч,
И бегут вприпрыжку, вскачь!
Пальчик забивает гол.
Любим мы играть в футбол!

Игры с глиной
Шарик. (скатывание)
Мы возьмем кусочек глины
И в ладошках спрячем.
То, что он неровный –
Ничего не значит.
Будет шарик круглым,
Будет гладким он,
Если мы по кругу
Ладошкой проведем.
Мы катаем, мы катаем –
Шарик ровный получаем!
(После задания поиграть в игру «Что бывает круглым?»)

Блинчик. (сплющивание)
Превращаем шарик в блин –
Пальцы делают нажим.
Нажимаем, нажимаем –
Тоньше блинчик получаем!

Цветок. (прищипывание)
23

Колобка щипни за бок –
Сразу вышел лепесток!
Мы по кругу пощипаем,
И цветочек получаем.

Трубочка. (раскатывание)
Чтобы трубочку скатать,
Нужно глинку раскатать.
Мы рукой вперед-назад
Шарик покатаем,
Ну а ручки, как всегда,
Плотно прижимаем.
Что получится у нас?
Мы сейчас узнаем!

Ямка. (вдавливание)
Чтобы ямку получить,
Нужно пальцем надавить.
Если надавить слегка –
Будет ямочка мелка.
Если надавить сильней –
Можно пальчик спрятать в ней.
Силу рассчитать умей –
В глине дырку не пробей!

Ёжик. (оттягивание)
24

Вот хорошенький кусок –
Нету рук, и нету ног,
Нет ни носа, ни хвоста,
Что же делать нам тогда?
Мы оттянем там, где надо:
Нос, две пары ножек,
Сверху множество иголок –
Получился ежик!

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».