Положение о взаимодействии с семьями воспитанников

1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).
1.2. Настоящее Положение вводится в целях организации новых форм
работы с родителями (законными представителями) воспитанников,
вовлечения их в единое пространство детского развития.
1.3. Настоящее Положение определяет концептуальные основы
взаимодействия педагогов и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и
направления совместной деятельности для обеспечения комплексного
подхода к формированию ценностных ориентиров у воспитанников.
1.4. В основе взаимодействия учреждения и семьи лежат
сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги учреждения.
2.Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
 работа с работниками учреждения по организации взаимодействия с
семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
 повышение педагогической культуры родителей и формирование
традиций семейной культуры;
 изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области
формирования ценностных ориентиров;
 вовлечение родителей в деятельность учреждения, совместная работа по
обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
 сплочение родителей и педагогов учреждения;
 формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3.Основные задачи работы:

установление партнерских отношений с семьей каждого
воспитанника;

создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимной поддержки;

активизация и обогащение воспитательных умений родителей,
поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;

выработка общих взглядов и педагогических установок на
воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами
приобщения воспитанников к традиционной культуре;

выявление эффективных форм сотрудничества с родителями
воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и
педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;

гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание
помощи в организации семейного досуга;


повышение правовой грамотности родителей в области защиты
прав и достоинств ребенка;

повышение педагогической компетентности и воспитательной
культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания:
физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического,
познавательного, речевого, технического развития воспитанников;

создание условий для обмена педагогическим и семейным
опытом, установления дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы учреждения
3.1. Планирование работы по взаимодействию учреждения с семьями
воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы учреждения:

функционирование его как открытой системы;

активное вовлечение родителей воспитанников в образовательный
процесс с использованием современных технологий и интерактивных методов
взаимодействия учреждения и семьи;

понимание, признание и принятие ребенка и его семьи;

приоритет культурологического подхода к определению целей и
содержанию воспитания детей;

переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков
на формирование ценностных ориентаций и воспитание отношений,
способствующих более продуктивному их усвоению;

формирование ценностно-смысловых ориентаций (доброта,
красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей,
идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение
детей и их семей к традиционной культуре;

организация развивающего взаимодействия детей со взрослыми
(родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном
коллективах);

тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление
ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной
субъективности точки зрения педагога;

личностно-ориентированный подход и правила «педагогики
ненасилия»;

принцип доступности (каждый желающий может участвовать в
мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт учреждения);

принцип доброжелательности всех участников содружества;

принцип добровольности (в процессе реализации задач и
содержания образовательной программы учреждения не допускается
никакого принуждения).
4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия
учреждения с семьями воспитанников на учебный год, который утверждает

Педагогический совет учреждения. Его содержание определяется задачами,
стоящими перед учреждением и конкретными условиями ее работы.
4.2. Организация взаимодействия учреждения и семьи предполагает
следующие этапы работы:
 изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию
детей;
 группировка семей по принципу возможности их нравственного
потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы;
 составление программы совместных действий педагога и родителей;
 анализ промежуточных и конечных результатов их совместной
воспитательной деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия учреждения и семьи:
 целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение
конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей);
 планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное
усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в
формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности
ребенка);
 конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или
религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации
взаимодействия учреждения и семьи:
 сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией
работы со всеми родителями группы;
 взаимосвязь разных форм работы с родителями;
 одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее
сформировать ценностно-ориентированные отношения;
 обеспечение в работе с родителями определенной последовательности,
системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;
 учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста
родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на
основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
 ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников
учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогами и
родителями;
 соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
 посещение семей на дому;
 анкетирование;
 наглядная пропаганда педагогических знаний;

 активные родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение
увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих
ценностных установок, раздача памяток по теме собрания);
 консультации, инструктажи, папки-передвижки;
 семинары-практикумы;
 презентации опыта работы;
 дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной
деятельности);
 устные журналы;
 круглые столы;
 деловые игры;
 тренинги;
 почта доверия;
 семейные проекты;
 творческие проекты;
 тематические выставки художественного творчества;
 фестивали, конкурсы;
 родительский университет;
 вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая
информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по
формированию ценностных установок детей);
 совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и
проведение родительских собраний, повышение активности родителей и
формирование ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в
семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению
нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики
воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества учреждения с семьей:
 методы активизации: выявление и формирование запроса родителей,
поиск форм и методов реализации, корректировки;
 методы организации совместной деятельности (планирование,
организация и контроль);
 методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка,
коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).
4.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие учреждения и семьи.
4.8.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех
участников образовательного процесса в учреждении, формирование
партнерского сообщества работников, детей и их родителей.
Условия внутреннего взаимодействия:
 создание в учреждении атмосферы общности интересов педагогов и
родителей, их эмоциональной взаимной поддержки;

 переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с
назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических
возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
 соблюдение принципа единства воспитательных воздействий
учреждения и семьи;
 тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей
роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной
субъективности точки зрения педагога.
4.8.2. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского
и педагогического коллектива учреждения с общественными и социальными
структурами: общеобразовательной школой, «Станцией юных техников»,
городским домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем,
Пятигорским государственным лингвистическим университетом, другими
дошкольными учреждениями.
5. Контроль
5.1. Контроль за организацией взаимодействия учреждения с семьями
воспитанников осуществляется заведующим и заместителем заведующего по
ВМР.
5.2. Координатором внутренних и внешних взаимодействий учреждения
и развития партнерства является Совет учреждения - постоянный
коллегиальный орган самоуправления, в состав которого избираются
работники учреждения, родители, представители Учредителя.
Совет учреждения имеет полномочия:
 определение основных направлений развития учреждения;
 организация работы по защите прав и интересов участников
образовательного процесса;
 контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания
и труда в учреждении, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и
работников;
 поддержка общественных инициатив по совершенствованию и
гармоничному развитию воспитанников;
 участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками
образовательного
 процесса в случаях, когда это необходимо.
6. Критерии оценки эффективности работы учреждения с семьей
6.1. Разработанные в учреждении критерии оценки эффективности
взаимодействия с семьей включают:
 изменение характера вопросов родителей к воспитателям, заведующему
учреждением, как показатель роста педагогических интересов, знаний о
воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;
 рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому
просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и
опыт других родителей;

 изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную
сторону;
 проявление родителями осознанного отношения к воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и
ошибок;
 использование родителями педагогической литературы;
 участие родителей в конкурсах, фестивалях, праздниках, развлечениях,
выставках, организуемых в учреждении;
 положительное общественное мнение родителей о воспитании
дошкольников в учреждении.
7. Документация
7.1. В перечень документации включены:
 планы работы с родителями по учреждению на учебный год;
 протоколы групповых родительских собраний;
 конспекты мероприятий;
 отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях,
диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
 протоколы заседаний Совета учреждения.
7.2. Документация хранится в течение 3 лет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».