1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).
1.2. Настоящее Положение вводится в целях организации новых форм
работы с родителями (законными представителями) воспитанников,
вовлечения их в единое пространство детского развития.
1.3. Настоящее Положение определяет концептуальные основы
взаимодействия педагогов и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и
направления совместной деятельности для обеспечения комплексного
подхода к формированию ценностных ориентиров у воспитанников.
1.4. В основе взаимодействия учреждения и семьи лежат
сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги учреждения.
2.Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
работа с работниками учреждения по организации взаимодействия с
семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
повышение педагогической культуры родителей и формирование
традиций семейной культуры;
изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области
формирования ценностных ориентиров;
вовлечение родителей в деятельность учреждения, совместная работа по
обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
сплочение родителей и педагогов учреждения;
формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3.Основные задачи работы:
установление партнерских отношений с семьей каждого
воспитанника;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимной поддержки;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей,
поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
выработка общих взглядов и педагогических установок на
воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами
приобщения воспитанников к традиционной культуре;
выявление эффективных форм сотрудничества с родителями
воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и
педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание
помощи в организации семейного досуга;
повышение правовой грамотности родителей в области защиты
прав и достоинств ребенка;
повышение педагогической компетентности и воспитательной
культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания:
физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического,
познавательного, речевого, технического развития воспитанников;
создание условий для обмена педагогическим и семейным
опытом, установления дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы учреждения
3.1. Планирование работы по взаимодействию учреждения с семьями
воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы учреждения:
функционирование его как открытой системы;
активное вовлечение родителей воспитанников в образовательный
процесс с использованием современных технологий и интерактивных методов
взаимодействия учреждения и семьи;
понимание, признание и принятие ребенка и его семьи;
приоритет культурологического подхода к определению целей и
содержанию воспитания детей;
переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков
на формирование ценностных ориентаций и воспитание отношений,
способствующих более продуктивному их усвоению;
формирование ценностно-смысловых ориентаций (доброта,
красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей,
идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение
детей и их семей к традиционной культуре;
организация развивающего взаимодействия детей со взрослыми
(родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном
коллективах);
тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление
ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной
субъективности точки зрения педагога;
личностно-ориентированный подход и правила «педагогики
ненасилия»;
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в
мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт учреждения);
принцип доброжелательности всех участников содружества;
принцип добровольности (в процессе реализации задач и
содержания образовательной программы учреждения не допускается
никакого принуждения).
4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия
учреждения с семьями воспитанников на учебный год, который утверждает
Педагогический совет учреждения. Его содержание определяется задачами,
стоящими перед учреждением и конкретными условиями ее работы.
4.2. Организация взаимодействия учреждения и семьи предполагает
следующие этапы работы:
изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию
детей;
группировка семей по принципу возможности их нравственного
потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы;
составление программы совместных действий педагога и родителей;
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной
воспитательной деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия учреждения и семьи:
целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение
конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей);
планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное
усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в
формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности
ребенка);
конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или
религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации
взаимодействия учреждения и семьи:
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией
работы со всеми родителями группы;
взаимосвязь разных форм работы с родителями;
одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее
сформировать ценностно-ориентированные отношения;
обеспечение в работе с родителями определенной последовательности,
системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;
учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста
родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на
основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников
учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогами и
родителями;
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
посещение семей на дому;
анкетирование;
наглядная пропаганда педагогических знаний;
активные родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение
увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих
ценностных установок, раздача памяток по теме собрания);
консультации, инструктажи, папки-передвижки;
семинары-практикумы;
презентации опыта работы;
дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной
деятельности);
устные журналы;
круглые столы;
деловые игры;
тренинги;
почта доверия;
семейные проекты;
творческие проекты;
тематические выставки художественного творчества;
фестивали, конкурсы;
родительский университет;
вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая
информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по
формированию ценностных установок детей);
совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и
проведение родительских собраний, повышение активности родителей и
формирование ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в
семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению
нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики
воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества учреждения с семьей:
методы активизации: выявление и формирование запроса родителей,
поиск форм и методов реализации, корректировки;
методы организации совместной деятельности (планирование,
организация и контроль);
методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка,
коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).
4.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие учреждения и семьи.
4.8.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех
участников образовательного процесса в учреждении, формирование
партнерского сообщества работников, детей и их родителей.
Условия внутреннего взаимодействия:
создание в учреждении атмосферы общности интересов педагогов и
родителей, их эмоциональной взаимной поддержки;
переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с
назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических
возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
соблюдение принципа единства воспитательных воздействий
учреждения и семьи;
тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей
роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной
субъективности точки зрения педагога.
4.8.2. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского
и педагогического коллектива учреждения с общественными и социальными
структурами: общеобразовательной школой, «Станцией юных техников»,
городским домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем,
Пятигорским государственным лингвистическим университетом, другими
дошкольными учреждениями.
5. Контроль
5.1. Контроль за организацией взаимодействия учреждения с семьями
воспитанников осуществляется заведующим и заместителем заведующего по
ВМР.
5.2. Координатором внутренних и внешних взаимодействий учреждения
и развития партнерства является Совет учреждения - постоянный
коллегиальный орган самоуправления, в состав которого избираются
работники учреждения, родители, представители Учредителя.
Совет учреждения имеет полномочия:
определение основных направлений развития учреждения;
организация работы по защите прав и интересов участников
образовательного процесса;
контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания
и труда в учреждении, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и
работников;
поддержка общественных инициатив по совершенствованию и
гармоничному развитию воспитанников;
участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками
образовательного
процесса в случаях, когда это необходимо.
6. Критерии оценки эффективности работы учреждения с семьей
6.1. Разработанные в учреждении критерии оценки эффективности
взаимодействия с семьей включают:
изменение характера вопросов родителей к воспитателям, заведующему
учреждением, как показатель роста педагогических интересов, знаний о
воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;
рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому
просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и
опыт других родителей;
изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную
сторону;
проявление родителями осознанного отношения к воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и
ошибок;
использование родителями педагогической литературы;
участие родителей в конкурсах, фестивалях, праздниках, развлечениях,
выставках, организуемых в учреждении;
положительное общественное мнение родителей о воспитании
дошкольников в учреждении.
7. Документация
7.1. В перечень документации включены:
планы работы с родителями по учреждению на учебный год;
протоколы групповых родительских собраний;
конспекты мероприятий;
отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях,
диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
протоколы заседаний Совета учреждения.
7.2. Документация хранится в течение 3 лет.