ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
МАДОУ «БЕЛОЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ
САД»
Общие сведения
• Образовательная программа дошкольного
образования (далее - Программа)
разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного
образовательного стандарта (ФГОС ДО),
утвержденного приказом Минобрнауки
от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО),
и Федеральной образовательной программы
дошкольного образования (ФОП ДО),
утвержденной приказом Минпросвещения
от 25.11.2022 № 1028и (далее — ФОП ДО).
• Цель Программы:
• разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических
и национально-культурных традиций.
• Задачи Программы:
• - обеспечить единое содержание ДО и планируемых результато
освоения образовательной программы ДО;
• - приобщить детей к базовым ценностям российского народа —
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память
и преемственность поколений, единство народов России, создание
условий для формирования ценностного отношения к окружающему
миру, становления опыта действий и поступков на основе
осмысления ценностей;
• структурировать содержание образовательной деятельности
на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей
развития;
• - создать условия для равного доступа к образованию для всех
детей дошкольного возраста с учетом разнообразия
образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
• - обеспечить охрану и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• - обеспечить развитие физических, личностных, нравственных
качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и
художественно-творческих способностей ребенка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
• - обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и
повышение компетентности родителей в вопросах воспитания,
обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей,
обеспечения их безопасности;
• - обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
ими образовательных программ начального общего
образования.
Три раздела ОП ДОУ
Программа включает три основных раздела:
целевой, содержательный
и организационный.
Дополнительным разделом является краткая
презентация основных сведений из
Программы для родителей воспитанников.
Целевой раздел
• Включает в себя пояснительную записку и
планируемые результаты освоения программы.
Результаты освоения образовательной программы
представлены в виде целевых ориентиров
образования в раннем детстве, целевых ориентиров
дошкольного образования, которые представляют
собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на
этапе завершения уровня дошкольного
образования. Также входят подходы к проведению
педагогической диагностики достижений
планируемых результатов и значимые для
разработки и реализации Программы
характеристики — особенности развития детей
Содержательный раздел
• Включает задачи и содержание образовательной
деятельности для всех возрастных групп по пяти
образовательным областям. Также в разделе описаны:
• формы, способы, методы реализации программы;
• особенности образовательной деятельности разных
видов и культурных практик;
• способы поддержки детской инициативы;
• взаимодействие педагогического коллектива
с семьями;
• коррекционно-развивающая работа;
• рабочая программа воспитания
Организационный раздел
• Организационный раздел включает:
• психолого-педагогические условия реализации
Программы;
• особенности организации развивающей предметнопространственной среды;
• материально-техническое обеспечение Программы и
обеспеченность методическими материалами
и средствами обучения и воспитания;
• примерный перечень литературных, музыкальных,
художественных, анимационных произведений для
реализации Программы;
• кадровое обеспечение;
• режим и распорядок дня в возрастных группах;
• календарный план воспитательной работы
Организация режима пребывания
детей в детском саду
• Режим работы: 10,5 -часовое пребывание воспитанников при 5дневной рабочей неделе.
• Работа по реализации Программы проводится в течение года и
делится на два периода:
• первый период (с 1 сентября по 31 мая);
• второй период (с 1 июня по 31 августа).
• Организация жизни детей опирается на определенный суточный
режим, который представляет собой рациональное чередование
отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими
обоснованиями. При организации режима учитываются
рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада,
сезонные особенности, а также региональные рекомендации
специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.
• Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и
теплый периоды. Учтены функциональные возможности детей, а
также ведущий вид деятельности — игра. Кроме того, учитывается
потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в ДОО, в
период адаптации.
Возрастные и иные категории детей, на
которых ориентирована Программа
• В МАДОУ «Белоевский детский сад»
функционируют 7 возрастных групп.
Возрастн
ая
категори
я
группы
Количест
во
возрастн
ых групп
Группа Группа
Группа
Группа
Группа
первая младшего среднего
старшего
подготовительна
младш дошкольн дошкольн дошкольного я дошкольного
ая(2—
ого
ого
возраста (5– возраста (6–7 лет)
3 года) возраста возраста
6 лет)
(3–4 года) (4–5 лет)
1
1
2
1
2
• Действует система физкультурнооздоровительной работы.
• 2. Используется региональный компонент в
образовательном процессе.
• 3. Оказывается помощь детям, родителям
(законным представителям).
• 4. Создана система медико - психологопедагогического сопровождения детей.
Используется модель личностноориентированного подхода при взаимодействии
взрослого и ребенка.
• 5.Осуществляются дополнительные услуги по
технической, художественно – эстетической
направленности вне рамок ОП.
Характеристика взаимодействия
педагогического коллектива с семьями
воспитанников ДОО
• Основная цель взаимодействия педагогов с
семьей обеспечить:
• - психолого-педагогическую поддержку семьи
и повышение компетентности родителей в
вопросах образования, охраны и укрепления
здоровья детей раннего и дошкольного возраста;
• - единство подходов к воспитанию и обучению
детей в условиях ДОО и семьи;
• - повышение воспитательного потенциала семьи.
Основными задачами взаимодействия
детского сада с семьей являются:
• - информировать родителей и общественность относительно
целей ДО, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации, - о мерах господдержки семьям,
имеющим детей дошкольного возраста, а также
об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
• - просвещение родителей, повышение их правовой, психологопедагогической компетентности в вопросах охраны
и укрепления здоровья, развития и образования детей;
• - способствовать развитию ответственного и осознанного
родительства как базовой основы благополучия семьи;
• - построить взаимодействие в форме сотрудничества и
установления партнерских отношений с родителями детей
младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения
образовательных задач;
• - вовлекать родителей в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и
дошкольного учреждения заложены следующие
принципы:
• - приоритет семьи в воспитании, обучении
и развитии ребенка;
• - открытость;
• - взаимное доверие, уважение и
доброжелательность во взаимоотношениях
педагогов и родителей;
• - индивидуально-дифференцированный
подход к каждой семье;
• - возрастосообразность.
•
•
•
•
Взаимодействие с родителями
воспитанников строится по следующим
направлениям работы
Диагностико-аналитическое направление
Просветительское направление
Консультационное направление
Важный момент в формировании традиций
в учреждении — совместное проведение
народных праздников, досугов, акций.
Ежегодно проводятся мероприятия,
в которых родители принимают активное
участие.
Основные практические формы
взаимодействия МАДОУ «Белоевский
детский сад» с семьей
• Информирование родителей о ходе
образовательной деятельности
• Просвещение родителей
• Совместная деятельность
• Содержание Программы обеспечивает развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности и охватывает следующие структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и
образования детей (далее — образовательные области):
• - социально-коммуникативное развитие;
• - познавательное развитие;
• - речевое развитие;
• - художественно-эстетическое развитие;
• - физическое развитие
• Вариативная часть программы составляет 24%.
• Вариативная часть программы спроектирована с учётом
мнения (анкетирования) родителей (законных
представителей) на основе парциальных программ:
• - Т.Э. Токаевой, Л.М. Бояршиновой, Л.Ф. Троегубовой
«Технология физического развития детей 1- 3 лет». Будь
здоров малыш!
• - О.А. Меньшиковой, Л.В. Коломийченко «Хивые узелки»
модуля программы «Мы – жители Пармы».
Ссылки на содержание ФОП ДО и
парциальные программы, реализуемое в
образовательной программе ДОУ
•
•
•
•
•
•
•
•
•
2.1.1. Цели и задачи реализации Программы соответствуют п.1.5.,1.6. ФГОС
ДО и пункту 14.1., 14.2 раздела I ФОП ДО
https://disk.yandex.ru/i/2F7fkCQPnk9Qlw
2.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы сформулированы
с опорой на п. 1.4. ФГОС ДО и соответствуют пункту 14.3. раздела I ФОП ДО.
https://disk.yandex.ru/i/bLvzBflZqGcbaA
2.1.3.Планируемые результаты реализации Программы и педагогическая
диагностика планируемых результатов определены пунктами 15, 16.
раздела I ФОП ДО
https://disk.yandex.ru/i/WZOHKjzLEXD1_g
3.1. 1.Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по
образовательным областям для всех возрастных групп соответствуют
пунктам 17 – 22 раздела III ФОП ДО
https://disk.yandex.ru/i/Q3wenULsWAkxLQ
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
3.1.2.Вариативные формы, способы, методы, средства реализации ФОП
определены пунктом 23 раздела III ФОП ДО
https://disk.yandex.ru/i/Uuq-1Jz4TeK1nQ
3.1.3. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных
практик и способов поддержки детской инициативы раскрыты в полном
объёме в пунктах 24, 25 раздела III ФОП.
https://disk.yandex.ru/i/TXbt0anRx9giOA
3.1.4. В пункте 26 раздела III ФОП определены «Особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся».
https://disk.yandex.ru/i/ZlUsOR1hbmCFOQ
3.3. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы отражены в
ФОП пункте 27 раздела III.
https://disk.yandex.ru/i/hNbiiy8jsGnmgg
3.4. Федеральная рабочая программа воспитания отражена в пункте 29
раздела III содержательного раздела Федеральной программы.
https://disk.yandex.ru/i/QiRkfi3-dw0xwQ
4.3.5. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных,
анимационных произведений для реализации обязательной части ОП ДО
https://disk.yandex.ru/i/CjxBiTMXrkEoPQ
Ссылки на парциальную программу,
реализуемую как часть, формируемую
участниками образовательных отношений,
спроектированной на основе парциальных
программ с учётом мнения родителей (законных
представителей):
- «Живые узелки» под редакцией О.А. Меньшиковой, Л.В.
Коломийченко,
• https://disk.yandex.ru/i/3mTMMJbPVg-16A
•
• использования модуля «Мы – жители Пармы» программы
«Живые узелки», Кудымкар, 2020;
• https://disk.yandex.ru/i/4ju77VSRCHwqFQ
• - «Технология физического развития детей 1-3 лет» под
редакцией Т.Э.Токаевой, Л.М. Бояршиновой, Л.Ф.
Троегубовой, ООО «ТЦ Сфера», 2017