ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МАДОУ «БЕЛОЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» Общие сведения • Образовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028и (далее — ФОП ДО). • Цель Программы: • разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. • Задачи Программы: • - обеспечить единое содержание ДО и планируемых результато освоения образовательной программы ДО; • - приобщить детей к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; • структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития; • - создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; • - обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; • - обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; • - обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; • - обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Три раздела ОП ДОУ Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация основных сведений из Программы для родителей воспитанников. Целевой раздел • Включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Также входят подходы к проведению педагогической диагностики достижений планируемых результатов и значимые для разработки и реализации Программы характеристики — особенности развития детей Содержательный раздел • Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным областям. Также в разделе описаны: • формы, способы, методы реализации программы; • особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; • способы поддержки детской инициативы; • взаимодействие педагогического коллектива с семьями; • коррекционно-развивающая работа; • рабочая программа воспитания Организационный раздел • Организационный раздел включает: • психолого-педагогические условия реализации Программы; • особенности организации развивающей предметнопространственной среды; • материально-техническое обеспечение Программы и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; • примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы; • кадровое обеспечение; • режим и распорядок дня в возрастных группах; • календарный план воспитательной работы Организация режима пребывания детей в детском саду • Режим работы: 10,5 -часовое пребывание воспитанников при 5дневной рабочей неделе. • Работа по реализации Программы проводится в течение года и делится на два периода: • первый период (с 1 сентября по 31 мая); • второй период (с 1 июня по 31 августа). • Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей. • Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый периоды. Учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности — игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком режиме пребывания детей в ДОО, в период адаптации. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа • В МАДОУ «Белоевский детский сад» функционируют 7 возрастных групп. Возрастн ая категори я группы Количест во возрастн ых групп Группа Группа Группа Группа Группа первая младшего среднего старшего подготовительна младш дошкольн дошкольн дошкольного я дошкольного ая(2— ого ого возраста (5– возраста (6–7 лет) 3 года) возраста возраста 6 лет) (3–4 года) (4–5 лет) 1 1 2 1 2 • Действует система физкультурнооздоровительной работы. • 2. Используется региональный компонент в образовательном процессе. • 3. Оказывается помощь детям, родителям (законным представителям). • 4. Создана система медико - психологопедагогического сопровождения детей. Используется модель личностноориентированного подхода при взаимодействии взрослого и ребенка. • 5.Осуществляются дополнительные услуги по технической, художественно – эстетической направленности вне рамок ОП. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников ДОО • Основная цель взаимодействия педагогов с семьей обеспечить: • - психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста; • - единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; • - повышение воспитательного потенциала семьи. Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются: • - информировать родителей и общественность относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, - о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО; • - просвещение родителей, повышение их правовой, психологопедагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей; • - способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи; • - построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач; • - вовлекать родителей в образовательный процесс. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: • - приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка; • - открытость; • - взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей; • - индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье; • - возрастосообразность. • • • • Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим направлениям работы Диагностико-аналитическое направление Просветительское направление Консультационное направление Важный момент в формировании традиций в учреждении — совместное проведение народных праздников, досугов, акций. Ежегодно проводятся мероприятия, в которых родители принимают активное участие. Основные практические формы взаимодействия МАДОУ «Белоевский детский сад» с семьей • Информирование родителей о ходе образовательной деятельности • Просвещение родителей • Совместная деятельность • Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): • - социально-коммуникативное развитие; • - познавательное развитие; • - речевое развитие; • - художественно-эстетическое развитие; • - физическое развитие • Вариативная часть программы составляет 24%. • Вариативная часть программы спроектирована с учётом мнения (анкетирования) родителей (законных представителей) на основе парциальных программ: • - Т.Э. Токаевой, Л.М. Бояршиновой, Л.Ф. Троегубовой «Технология физического развития детей 1- 3 лет». Будь здоров малыш! • - О.А. Меньшиковой, Л.В. Коломийченко «Хивые узелки» модуля программы «Мы – жители Пармы». Ссылки на содержание ФОП ДО и парциальные программы, реализуемое в образовательной программе ДОУ • • • • • • • • • 2.1.1. Цели и задачи реализации Программы соответствуют п.1.5.,1.6. ФГОС ДО и пункту 14.1., 14.2 раздела I ФОП ДО https://disk.yandex.ru/i/2F7fkCQPnk9Qlw 2.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы сформулированы с опорой на п. 1.4. ФГОС ДО и соответствуют пункту 14.3. раздела I ФОП ДО. https://disk.yandex.ru/i/bLvzBflZqGcbaA 2.1.3.Планируемые результаты реализации Программы и педагогическая диагностика планируемых результатов определены пунктами 15, 16. раздела I ФОП ДО https://disk.yandex.ru/i/WZOHKjzLEXD1_g 3.1. 1.Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям для всех возрастных групп соответствуют пунктам 17 – 22 раздела III ФОП ДО https://disk.yandex.ru/i/Q3wenULsWAkxLQ • • • • • • • • • • • • • • • 3.1.2.Вариативные формы, способы, методы, средства реализации ФОП определены пунктом 23 раздела III ФОП ДО https://disk.yandex.ru/i/Uuq-1Jz4TeK1nQ 3.1.3. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик и способов поддержки детской инициативы раскрыты в полном объёме в пунктах 24, 25 раздела III ФОП. https://disk.yandex.ru/i/TXbt0anRx9giOA 3.1.4. В пункте 26 раздела III ФОП определены «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся». https://disk.yandex.ru/i/ZlUsOR1hbmCFOQ 3.3. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы отражены в ФОП пункте 27 раздела III. https://disk.yandex.ru/i/hNbiiy8jsGnmgg 3.4. Федеральная рабочая программа воспитания отражена в пункте 29 раздела III содержательного раздела Федеральной программы. https://disk.yandex.ru/i/QiRkfi3-dw0xwQ 4.3.5. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации обязательной части ОП ДО https://disk.yandex.ru/i/CjxBiTMXrkEoPQ Ссылки на парциальную программу, реализуемую как часть, формируемую участниками образовательных отношений, спроектированной на основе парциальных программ с учётом мнения родителей (законных представителей): - «Живые узелки» под редакцией О.А. Меньшиковой, Л.В. Коломийченко, • https://disk.yandex.ru/i/3mTMMJbPVg-16A • • использования модуля «Мы – жители Пармы» программы «Живые узелки», Кудымкар, 2020; • https://disk.yandex.ru/i/4ju77VSRCHwqFQ • - «Технология физического развития детей 1-3 лет» под редакцией Т.Э.Токаевой, Л.М. Бояршиновой, Л.Ф. Троегубовой, ООО «ТЦ Сфера», 2017